Игры в песке

Просмотров: 198Комментарии: 0Мои статьи
Игры в песке

Городского ребенка в нашей культуре приучают к тому, что упавшее не землю является грязным, несъедобным и даже неприкасаемым, полон всякой заразы. Вспомним, как мы называем все что упало и стало не доступным для ребенка? Но для ребенка земля и все что с ней связано, имеет совсем другое значение. Это постоянный источник интересных находок и загадок, которые так захватывающе разгадывать. А так же противоречивых эмоций. С одной стороны все что упало – запретно. С другой стороны – все, что съедобно тоже растет на земле – ягоды, грибы, морковь и т.д.

Находя что-то на земле, ребенок, как и древний человек занимается собирательством, что бы потом эту непонятную «штучку» включить в свою игру, дать ему имя, чтобы просто вещь стала частью дороги, дома. И все это для того чтобы сделать понятным для себя и знакомым, чтобы просто вещь стала частью чего-то. Так простая стекляшка, камешек, веточка или пуговка становятся героями его мира. И для ребенка – это часть осмысления и познания, такое же как для нас взрослых книга или интернет. Подобное познается подобным. Между двумя и пятью годами ребенок проживает стадию формирования своей личности, постепенно у него появляется необходимость в отделении от матери и способность к самостоятельным действиям. Если его развитие идет без помех, то к концу этого периода у ребенка должно сформироваться внутреннее убеждение, что "Я есть" и "Я могу". Вместе с этим важным приобретением формируется и ощущение глубинного одиночества, которое уже есть у каждого взрослого человека. Чтобы как-то справиться с этим ощущением ребенок ищет в окружающей среде «одинокие» предметы для того, чтобы сделать их частью и научиться самому справляться со своим неотъемлемым чувством одиночества. Одним из таких способов оказываются "штучки" выпавшие из привычного круга, в котором у них было свое место, и теперь валяющиеся на дороге неприкаянными. (Кстати, тут говорящим оказывается даже само слово "штучка". Оно от немецкого слова "Stuck" - "кусок". То есть "штучка" - это отделившийся от целого кусочек чего-то, который начал вести самостоятельное существование как отдельный объект). Кроме того земля – это один из самых естественных элементов, с помощью которого ребенок может «говорить» формируя землю в слова – горы, реки, моря.

Найти компромисс.

Как же помочь ребенку познавать мир, проходить естественный и такой важный путь развития и не ходить с микроскопом для обнаружения бактерий и стерилизатором для уничтожения этих вредоносных бактерий? А как объяснить ребенку, что в дождливую непогоду дорога в любимую песочницу и вовсе для него закрыта?

Есть оригинальный и интересный способ решения для взрослого, а для ребенка еще и способ развития, обучения и снятия эмоционального напряжения. Постройте всей семьей песочницу. В терапии успешно используется водонепроницаемый деревянный ящик, размером 50*70*8. Такой размер соответствует оптимальному полю зрения восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Внутренняя поверхность песочницы окрашивают голубым цветом. Песочницу засыпают чистым, просеянным песком. Предметами для игры может быть все, что встречается в окружающем мире (человеческие персонажи, животные, растения, машины, постройки, сказочные герои и многое-многое другое). Поставьте вымытые «находки» («штучки») малыша в песочницу и играйте вместе. Если чего-то не хватает, то можно вылепить из пластилина.

В мире постоянной занятости и иллюзии пребывания вместе, где каждый занимается своим делами (папа приходит поздно, ребенок с малых лет поглощен компьютером, мама сериалами и домашними хлопотами), совместная игра в песочнице может стать отличным способом сближения всей семьи. Созданные картинки и истории на песочнице помогут родителям лучше познать свое чадо. И не так важно понимать, что означает выбор той или иной фигурки, интуитивно-эмоциональное ощущение, которое возникает у созерцающих, является более значимым.

Во что играет малыш.

Трудность высказать, рассказать и передать свои переживания, страхи и чувства есть у каждого взрослого человека, а вот ребенку это сделать еще труднее. Дети не способны к самоанализу, да и словарный запас еще слишком скуден. В играх с песком все становиться возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения, бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых.

Кроме того, именно в игре дети учатся всему тому, что умеют, знают и понимают взрослые – варить «кашку-малашку», строить песочные замки, лечить кукол и т.д.

Песочница дома поможет в минуты напряжения и сомнения. Песок имеет свойство «заземлять» негативную психическую энергию. Можно просто погрузить руки в песок или создать песочную картину. А многоразовое разрушение и воссоздание песочной композиции ведет к созданию ощущения безопасности, доверия и снижение тревожности.

Понаблюдайте за тем, что происходит в песочнице. Если в песочнице идут бои, если песочная страна постоянно подвергается разрушением, то возможно у автора не все спокойно на душе. Попробуйте совместными усилиями что-то изменить на песке, сделать что-то новое и конструктивное, найти решение в сложных песочных взаимодействиях. И не забудьте главное то ощущение, которое вызывает картина у созерцателя в целом.

Ситуации, или сказки, в которые будет играть ребенок могут создаваться вами родителями исходя из реальных потребностей и сложностей. Например, каждый день, возвращаясь из садика, ребенок плачет, не желает идти утром. Поиграйте с ним в это. Придумайте героя, который ходит в садик, который не хочет ходить в садик. И тогда очевидной станет не только причина слез ребенка, но и пути выхода из этой ситуации. Тот же герой может изучать навыки самообслуживания, он научиться чувствовать других детей и родителей, проигрывая разные роли. А если герой не может решить ситуацию предложите ему: «Мы же в сказочной стране. Здесь возможно все. Давай найдем волшебника, который нам обязательно поможет». Подключайте свою фантазию и ищите решения вместе.

Почувствуй песок.

Начните игры в песке отпечатками ладошки. На ровной поверхности песка сделайте вместе с ребенком по очереди отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, прислушиваясь к своим ощущениям. Взрослый делиться своими ощущениями: «Мне приятно. Я чувствую прохладу, тепло. Песок шероховатый или гладкий. А что чувствуешь ты?»

Ребенок получил пример выражения чувств и может пробовать сам. Анализ ощущений вначале может быть не столь удачным, помогайте найти ощущение и описать их.

Переверните руки ладонями вверх и снова попробуйте проследить свои ощущения.

Поскользите ладошками по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения, создайте отпечатки ладоней, кулачков, ребер ладошек, создайте узоры на песке, сравните их с объектами окружающего мира (ромашка, облако, дерево,

ежик), пройдитесь отдельно по поверхности каждым пальчиком, а потом двумя, тремя и т.д.

Взрослый может закопать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильных ощущений и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, внимания и памяти. Но главное – учиться понимать других. Так закладываются навыки для общения, сопереживания, понимание окружающих.

Более естественно, что дети играют в песке, но для взрослых выразить свои чувства в песке может быть не менее полезным. Попробуйте, свои картины из песка можете делать и вы.

Но помните, если ребенку нужна психологическая и эмоциональная помощь или коррекция, обратитесь к специалисту, который владеет методом песочной терапии.

Желаю вам и вашей семье здоровья и гармонии.

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться: